Известия,
23 сентября 2002 г.
Политические риски
1331 просмотр
В Правительстве России активно обсуждается вопрос создания государственной системы страхования политических рисков при заключении экспортных контрактов. Минэконамразвития РФ (МЭРТ) предложило включить в бюджет-2003 300 млн рублей на финансирование такой системы.
Однако пока чиновники пытаются изобрести велосипед, в России развивается частное страхование политических рисков. По мнению экспортеров, его возможности «полностью удовлетворяют существующие на рынке потребности». Известно, что в мире постоянно происходят конфликты. Многим из нас памятны свержение власти в Чили в 1973 году, восстание басков в Испании в 1975-м или интервенция США в Гренаду в 1983-м. И это, не говоря об эмбарго, изменениях валютной политики, таможенных ограничениях, военных действиях и гражданских волнениях, а также различных способах лишения прав собственности (конфискация, национализация, экспроприация), которые время от времени практикуют правительства разных стран. Нередко все эти события серьезно влияют на выполнение контракта между частными компаниями, приводят к невыполнению обязательств по контракту, заключенному с государственной компанией или агентом. Политический риск представляет еще более серьезную опасность, чем риск коммерческий (несостоятельность (банкротство) иностранного потребителя), так как носит непрогнозируемый характер, и статистически почти невозможно определить степень вероятности его наступления. Поэтому исторически страхованием политических рисков занимались государственные специализированные компании, которые страхуют национальных экспортеров и импортеров за счет госбюджета. 1 ноября 1996 года было учреждено Российское экспортно-импортное страховое общество «Росэксимгарант». Создано оно в соответствии с постановлением Правительства России № 516 от 23 апреля 1996 года. Объявленный уставный капитал — 5 млрд руб. В числе его главных акционеров — Росэксимбанк и Внешэкономбанк (они, как известно, контролируются государством). Основной задачей «Росэксимгаранта» как раз и является страхование экспортных кредитов, выдаваемых или гарантируемых банками, а также рисков, связанных с экспортными операциями российских предприятий. В первую очередь поставки в развивающиеся страны машинотехнической продукции (авиационной техники, энергомашин, оборудования для нефтетерминалов, шахт и т.д. и т.п.). Однако специалисты Минторга и МЭРТ России проанализировали работу Росэксимбанка и «Росэксимгаранта» и пришли к выводу, что эти структуры «в силу своих ограниченных возможностей» просто не могут нормально выполнять свои функции. Поэтому еще в начале 2002 года ведомство Германа Грефа предложило правительству активизировать работу по созданию государственной системы страхования экспортных кредитов. Начать решили с себя: в начале апреля произошла реструктуризация Минэкономразвития. В частности, в МЭРТ появился отдельный департамент поддержки экспорта, который, по словам замминистра Максима Медведкова, попытается оживить систему государственного страхования экспорта, а также будет заниматься продвижением крупных экспортных контрактов, нуждающихся в политической поддержке государства. Затем, 8 августа, правительство рассмотрело проект бюджета на 2003 год. Минэкономразвития РФ, по словам руководителя департамента по поддержке экспорта Вадима Зингмана, намерено получить из бюджета 3,3 млрд руб., из которых 300 млн как раз собирается потратить на создание системы страхования, в основном, политических рисков. Представители министерства так аргументировали свое желание: «Политические риски может страховать только государственное агентство, потому что только оно обладает необходимым набором информации по каждой стране. Мы проанализировали информацию о мерах поддержки экспортеров в тех государствах, где такие системы хорошо развиты, и окончательно убедились в этом». Именно такое агентство чиновники из МЭРТ предлагают создать в России. Проект они должны были предоставить Герману Грефу уже к 15 сентября. Однако пока неизвестно уложились они в положенный срок или нет. «Не важно, когда и что мы доложим внутри министерства, потому что у всех есть понимание: экспорт нужно поддерживать», — подчеркнул в беседе с нашим корреспондентом один из авторов идеи. В свою очередь, несколько российских экспортеров заявили, что дополнительному страхованию своих контрактов будут только рады. «Политические риски — один из самых негативных факторов, из-за которых не исполняются наши контракты, — заявили в администрации «Госинкорхолдинга», владеющего пакетами акций нескольких машиностроительных предприятий. И дополнили, что участие государства «стимулирует развитие национального экспорта и позволяет компаниям участвовать в конкурентной борьбе на мировом рынке». Конечно, исторически сложилось, что контрагентами экспортеров выступают госорганы или госагенты. Ведь политический риск наступает при долгосрочном, свыше 180 дней, кредитовании экспортной сделки. Причем распространяется он не только на экспорт несырьевой продукции, но и на зарубежные инвестиции компаний (например, российский «Зарубежцветмет» является совладельцем перерабатывающего завода на Кубе, а «Русал» имеет месторождения в Гвинее). К тому же международные гарантии, выданные банком при заключении сделки, также могут стать объектом политического риска. И такой риск ничуть не снижается, даже если банк является акционером государственного страхового агентства, как в случае с «Росэксимгарантом». Кроме того, деятельность компании, в создании которой столь активное участие приняло государство, невозможна без привлечения бюджетных средств. Однако в сложившихся непростых экономических условиях выделение государством даже части средств становится крайне проблематичным. Тем более что заявленной МЭРТ суммы в 300 млн руб. явно недостаточно для создания качественной системы с развитой инфраструктурой, классными специалистами и высокотехнологичной базой. Поэтому неудивительно, что параллельно с государственным сегодня в России развивается и частный рынок страхования политических рисков. Это соответствует духу развития рыночной экономики — на рынке должна быть здоровая конкуренция, предоставляющая потребителям право выбора. «Метода андеррайтинга политических рисков не существует, — считает глава представительства одного из международных страховщиков. — Но даже если такая система будет разработана, на рынке должна быть конкуренция: кроме государственной компании этим должны заняться и частники». Основным принципом «частного страхования» является определенное пропорциональное распределение портфеля рисков между различными странами. Возможности частного страхования политических рисков также позволяют удовлетворить потребности не только экспортеров и импортеров, но и организаций, которые инвестируют или финансируют различные проекты за пределами стран их нахождения. Из известных российских СК сегодня частным страхованием политических рисков занимается, например, ОСАО «Ингосстрах», которая входит в пятерку лидеров страхового рынка страны. По этой программе лимит страхового покрытия на отдельный проект (риск) равен $50 млн. Объем страхового покрытия — 85-100%, в зависимости от вида риска. Срок страхования — до пяти лет с возможной пролонгацией. Конечно, возможности Ингосстраха ограничены и по срокам, и по суммам. Но, как заметили нашему корреспонденту в одной компании-экспортере, сейчас эти сроки и суммы «полностью удовлетворяют существующие на рынке потребности».
Справка
«Ингосстрах» — один из признанных лидеров среди страховых компаний России. «Ингосстрах» проводит операции на российском и международном рынках практически по всем направлениям страховой деятельности: имущественному страхованию, страхованию технических рисков, грузов, огневому, транспорта (морского, авиационного, космического, железнодорожного, автомобильного), ответственности (общегражданской, товаропроизводителей, профессиональной), личному и кредитному страхованию.
(на правах рекламы)
Вся пресса за 23 сентября 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
18 ноября 2025 г.

|
|
Коммерсантъ, 18 ноября 2025 г.
Быстрые шашечки

|
|
CNews.ru, 18 ноября 2025 г.
НСИС подводит итоги деятельности АИС страхования за 10 месяцев 2025 года

|
|
Коммерсантъ-Кубань, 18 ноября 2025 г.
Удар ниже полиса

|
|
Волгоградская правда, 18 ноября 2025 г.
Виновник ДТП в Волгоградской области заплатит за лечение пострадавшей

|
17 ноября 2025 г.

|
|
Медвестник, 17 ноября 2025 г.
В Курской области анонсировали сокращение управленцев в здравоохранении

|
|
vietnam.vn, 17 ноября 2025 г.
Делегат: Не используйте «барьеры» в медицинском страховании, чтобы помешать пациентам низшего уровня обращаться в больницы более высокого уровня.

|
|
Финмаркет, 17 ноября 2025 г.
В январе-октябре заключено порядка 42,7 млн договоров ОСАГО со средней премией 6,3 тыс. руб.

|
|
РИА Кабардино-Балкария, 17 ноября 2025 г.
Казбек Коков встретился с директором Территориального фонда ОМС КБР

|
|
Ведомости онлайн, 17 ноября 2025 г.
Депутаты отказались от замены страховщиков терфондами ОМС

|
|
ПРАЙМ, 17 ноября 2025 г.
Названы самые высокие выплаты по ДМС в 2025 году

|
|
Caravan-Info.kg, 17 ноября 2025 г.
В Манасе жителям выплатили 1,77 млн сом страховки на восстановление домов и после ДТП

|
|
Kremlin.ru, 17 ноября 2025 г.
Внесены изменения в закон об организации страхового дела

|
|
Санкт-Петербургские ведомости, 17 ноября 2025 г.
Мореплавание в рамках закона

|
|
Российская газета, 17 ноября 2025 г.
Долго и счастливо

|
|
РБК, газета, 17 ноября 2025 г.
Хуситы раскупоривают Суэцкий канал

|
|
Профиль, 17 ноября 2025 г.
Тихая реформа

|
|
ТАСС, 17 ноября 2025 г.
Путин подписал закон о целевом обучении и отработке в системе ОМС для врачей

|
 Остальные материалы за 17 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|